Абрамова Людмила Валентиновна.Персональный сайт педагога.
Речевое развитие детей дошкольного возраста.1. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и развития детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
В исследованиях лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой были выделены три основных направления научно-практических разработок в области развития речи и речевого воспитания детей. Это: структурное направление (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное направление (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения), когнитивное /"познавательное"/ направление (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Развитие речи органически связано с умственным развитием. Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания. Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Отсюда - может быть переброшен своего рода "мостик" от речевого воспитания к художественно-эстетическому. Через речь ребёнок воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Обучение дошкольников родному языку открывает новые возможности для решения задач нравственного воспитания. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии. Существенное влияние оказывает содержание художественных произведений, используемых в процессе развития речи. Умение детей рассказывать совместно, группами предполагает установление взаимопонимания между рассказчиками, умение договариваться друг с другом, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Таким образом, развитие языковых способностей образует одну из важных составляющих образовательной деятельности. Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи. 2. Основные этапы развития речи детей
В раннем детстве развитие речи делится на два периода: 1. Подготовительный; 2. Овладение самостоятельной речью. 1. Доречевой период. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, издавая эти крики, ребёнок упражняет свой голосовой аппарат, что имеет важное значение для его последующего речевого развития.
Влияние речи окружающих на звуки, произносимые ребёнком в возрасте 3—4 месяцев, сказывается в детском лепете. Ребёнок подражает речи взрослого, воспроизводя отдельные её звуки, а также её интонационные и ритмические особенности. В его лепете певучие гласные сочетаются с согласными, образуя повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя».
Развитие речи у детей раннего возраста.
Первые осмысленные слова появляются у ребёнка в конце первого — в начале второго года жизни. Вначале это названия близких ему людей (имена мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода и простейших действий. Таким образом, у ребёнка образуются временные связи между словесными сигналами, с одной стороны, и предметами и действиями — с другой.
Пассивный словарь ребёнка (то количество слов, которые понимает ребёнок) опережает в своём развитии его активный словарь (количество слов, которые он сам произносит).
К началу второго года жизни ребёнок начинает самостоятельно передвигаться, а также захватывать руками различные предметы и довольно разнообразно действовать ими. Усложнение деятельности, обогащение её содержания порождает у ребёнка новые потребности. То ему нужна палка, то мяч, то он хочет дотянуться до штепселя, чтобы самому потушить свет. Такого рода требования уже не могут быть выражены при помощи крика. Для того чтобы быть понятым, ребёнок должен переходить к речевому общению со взрослыми, пользоваться для обмена мыслями средствами языка. Под влиянием этой практической необходимости ребёнок активно овладевает всё новыми словами, обогащает свой словарь. (..Какой?..)
Например, полуторагодовалый ребёнок, желая получить куклу, говорит; «кука» (кукла); вместо того чтобы сказать: «Мама, пойдём гулять», он говорит одно слово «гулять».
К концу раннего возраста ребёнок уже усваивает некоторые простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении грамматическими формами родного языка ребенок раннего возраста всё же стоит ещё на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами, единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, некоторыми падежными окончаниями.
Развитие речи у детей дошкольного возраста. В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещё многие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста.
Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей.
Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова — отрицательные частицы нe, ни, предлоги, союзы; научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.
Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту и в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.
Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать». Но когда его спрашивают, почему так нельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно».
3. Основные задачи педагогической работы по развитию речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач. К числу первых принадлежат: * развитие звуковой стороны речи; * развитие словаря; * формирование грамматического строя речи; *развитие связной речи. Развитие звуковой стороны речи. Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая сторона речи является составной частью речевой культуры. Звуковая культура речи включает: 1. Произношение звуков родного языка. 2. Развитие интонационных средств выразительности (темп, тембр, логическое ударение, паузы). Задачи по воспитанию звуковой культуры речи: 1. Формирование правильного произношения звуков 2. Выработка дикции (с детьми 1-3 лет по подражанию, через чтение и пение, а с детьми 5-6 лет проводятся специальные игры на отработку дикции). 3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением (педагог должен знать типичные особенности словопроизношения детей и помнить о том, что в словах ударение может быть подвижное, постоянное). 4. Работа над орфоэпической правильностью речи (совокупность правил образцового литературного произведения – орфоэпия). С детьми 1-3 лет по подражанию, с детьми 3-6 лет проводятся специальные занятия. 5. Формирование темпа речи и качеств голоса (нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл). Например, упражнение «Поезд» - рядом и ушел; «три медведя» (папа – низкий голос, мама – средний, сын – высокий). С детьми 1-3 лет по подражанию, с детьми 5-6 лет специальные упражнения (в соответствии с естественной высотой голоса ребенка). 6. Воспитание выразительности речи. Существует 2 стороны этого понятия: 1. Есть естественная выразительность в повседневной речи ребенка. 2. Произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста, составленного одним ребенком при пересказе или чтении стихов. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и человеческие отношения. У детей от 1 до 2 лет – непосредственность выражения; От 2 до 3 лет – сохраняется; От 3 до 4 лет – вопрос, ответ, радость, удивление, недовольство; От 5 до 6 лет – печаль, нежность, тревогу и на слух проанализировать некоторые качества речи детей и взрослых. 7. Воспитание культуры речевого общения (в это понятие включается общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, т.е. начиная с 1-3 лет, педагог должен формировать у детей ласковый приветливый тон и обращать внимание на позу). 8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Речевое дыхание – это одна из основ голосообразования и речи. Речь представляет собой озвученный выдох. Задача педагога – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Например, лес, колесо, колос, лесок, сок, село, сокол, кол, сел, соло, осел. Доска, коса, оса, садок, сад, сок, да, ад, око, код, ода, сода, дог. Вывод: все перечисленные задачи решаются одновременно в общем педагогическом процессе. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически. Развитие словаря. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться, понимать литературу, радио, телепередачи. Следовательно, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач по развитию речи. Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов через расширение окружающего. Например, ручей ( какой?) чистый, голубой, разговорчивый, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный. Осень (какая?): золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая, ситцевая. В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д. В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. Задачи по развитию словаря: 1. Обогащение словаря из ознакомления с окружающим. 2. Активизация словаря. 3. Закрепление, уточнение словаря. Формирование грамматического строя речи. Задачи формирования грамматической речи дошкольников: 1. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей. 2. Совершенствование синтаксической речи детей. Ознакомление их с некоторыми общеупотребительными сочетаниями. Обучение распространению предложений и составление сложных предложений. 3. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей (особенно трудные морфологические категории), повелительное наклонение, разноспрягаемые. Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития монологической речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его. Программа по развитию речи дошкольников предусматривает обучение детей различным - по способу передачи информации или способу изложения - типам высказывания: описанию, повествованию, рассуждению. Развитие образной речи. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства. Как вы думаете, что является источником развития образной речи? Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме. Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания. Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. 4. Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:
Образовательной деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникации, физкультуры, художественного творчества (рисования, лепки, аппликации, конструирования), познавательно-исследовательской, музыки и др.) Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (беседы, наблюдения, игровой деятельности, трудовой деятельности, обсуждений, в досуговой деятельности и т.д.) . Самостоятельной деятельности детей Одним из условий коммуникативно-деятельностного подхода к речи заключается в том, что она всегда входит в какую-то другую – целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-разному. Для развития речи это означает, что оно происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка.
Содержание и формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста
1. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп) 2. Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки). 3. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе. 4. Формирование разговорной (диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом. 5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи. 6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Воспитание образной стороны речи.
Существуют три формы работы по развитию речи: 1. НОД. 2. Повседневная жизнь ребенка. 3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи. Требования к НОД по развитию речи: 1. Тщательная заблаговременная подготовка, определение его содержания и приемов развития речи. 2. Интеграция с другими видами деятельности. 3. Оптимальная интенсивность нагрузки. 4. Воспитательный характер. 5. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. 6. Сочетание коллективного характера коммуникации с индивидуальным подходом. 8. Учет результатов занятия. 9. . Необходимость закрепления пройденного материала в свободной самостоятельной деятельности или в других видах деятельности.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи: 1. Научность 2. Учет психологических, возрастных особенностей детей. 3. Учет дошкольной деятельности детей. 4. Систематическая взаимосвязь материала и интереса ребенка к родной речи. 5. Доступность, конкретность. 6. Концентричность.
Воспитание звуковой культуры речи:
Этапы работы: 1. Четкое, ясное произношение звуков. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука). 4. Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи. 5. С детьми дошкольниками проводить работу над развитием интонационных средств самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голоса.
Содержание и методика ознакомления со звуковой культурой речи 1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии. 2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж). 3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий. 4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподражаний, высоты и силы голоса, темпа дыхания. 5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи: читает рассказы, стихи, игры, где используемый звук встречается. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи Методы: 1. Дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»). 2. Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадка», «Каравай»). 3. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методами упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек. Игровые упражнения «Подуем на пушинку». Пользуясь указанными методами, педагог применяет разнообразные приемы: Образец правильного произношения, выполнения задания, которое дает педагог. Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата. Утрированное произношение или интонирование звука при формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения с подчеркнутой дикцией (ударного слога). Образное называние звука или звукосочетание (з-з-з – песня комара, туп-туп-туп – поет козленок). Обоснование необходимости выполнить задания педагога повышает качество ответов, оно дается в эмоционально-шутливой форме (давай научим индюка петь веселую песенку) или деловой форме (надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово «шофер»). Индивидуальная мотивировка задания: индивидуальное указание перед ответом ребенка (мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи – он умеет быть ласковым, заботливым). Совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная (незамедлительное повторение ребенком речи образца). Оценка ответа или действия. Направление: не следует слишком часто его использовать. Образная физическая пауза, которая служит отдыхом и закреплением учебного материала. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Развитие словаря.
Особенности усвоения словаря детьми дошкольного возраста: 1. В силу наглядно-действенного, наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает названиями наглядно-представляемых или доступных его деятельности групп предметов, явлений, свойств, которые отражены в мозгу ребенка достаточно хорошо.
Виды НОД: 1. Наблюдения за трудом взрослых, животными, за растениями, детьми. 2. Экскурсия (могут быть прогулки) в природу, общественное место (парикмахерская, мастерская художника). 3. Рассматривание картины. 4. Рассматривание предметов. 5. Загадывание загадок. 6. Круги по тематике развития речи: - пальчиковые игры; - стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы); - артикуляционная гимнастика; - звуковые игры; - дыхательная гимнастика. Экскурсия 1 цель экскурсии – внешний мир, представленный сознательно, разумно, систематически перед детьми является той ареной, на которую воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания – главнейшая цель экскурсии. 2 цель экскурсии – это отражение окружающего мира в речи детей.
Маленьким детям: организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (что в комнате, на площадке). Ведущий метод – наблюдение. Цель его: определить кто, что это? Каков объект? Каковы его основные качества? Проявление: взаимодействия с окружающими, знакомят с профессиями (дворник, няня, повар). Для старших детей 4-5 лет педагог решает задачи словарной работы: - вводит новые слова в активный словарь детей; - закрепляет известные; - знакомит с оттенками слова. Например, в кафе (пункт питания, там можно поесть сладкое, фрукты, а можно хорошо поесть: первое, второе блюда). Старшим детям дошкольникам 6-7 летдается более глубокое представление о предметах и явлениях, более глубокое погружение, например, в кафе (есть кафе, где можно только поесть; а есть кафе, где можно не только поесть, но и развлечься: есть игровые программы на базе кафе, есть игровые уголки) Ознакомление детей с предметами ближайшего окружения
Элементарные знания, которые даются детям при ознакомлении с окружающими предметами, в том числе и с предметами домашнего обихода: как предмет называется, кому и для чего он нужен, из чего он сделан, какого он цвета, формы, какие у него имеются признаки. С этой целью рекомендуется проводить мероприятия, во время которых рассматриваются предметы, и ведется беседа о них. 3 этапа: 1. Первичное ознакомление детей с предметами, в виде дидактических игр, например, учиться заваривать чай, укладывать куклу Катю спать, с целью ввести в речь детей название предметов и некоторых действий с ними. 2. По ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов. Качествами называют те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например, твердый, мягкий, гладкий и т.д. Свойствами называют те особенности предмета, которые вычленяются вследствие нарушения целостности предмета, например, рвется, бьется, хрупкий, прочный и т.д. Данные занятия с дошкольниками состоят из частей: 1 часть этого НОД посвящается вычленению нужного качества или свойства предмета педагогом у себя за столом под наблюдением детей. 2 часть НОД посвящается обследованию, т.е. вычленению нужного качества и свойства предмета каждым ребенком, и вводится новое слово, обозначающее данные признаки предмета. Педагог должен уметь давать точные указания к вычленению нужного качества и свойства. Проводятся упражнения детей в выделении качеств и свойств в окружающих их предметах в группе, на улице и дома, а также воспитывается правильное использование данного предмета. 3. Формирование обобщений. Видовое понятие – это понятие, узкое по объему, входящее как составная часть в родовое понятие, например, стол, стул, чашка. Эти понятия объединяют один вид предметов. Родовое понятие – понятие большого объема, включающее как составные части видовые понятия. Родовое «одежда» включает ряд видовых (платье, пальто, куртка). Родовое «мебель» включает ряд видовых (шкаф, стул, стол). Загадки. Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они знакомят ребенка с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки. Как отобрать загадку для дошкольников При отборе загадок необходимо, чтобы материал загадок по своему содержанию, прежде всего, отвечал задачам педагога с учетом возраста детей по ознакомлению с окружающим. Загадки для малышей Тематика загадок ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается. Малышам предлагаем загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животных…). Предлагаются детям и рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-то словом загадки, простыми сравнениями и метафорами. Загадки можно предлагать как народные, так и литературные. Загадки могут быть и лаконичные и подробные. В характерах предметов и явлений загадка может быть краткой, но среди признаков должен быть обязательно назван существенный, характерный.
Развитие грамматического строя речи
Требования к формированию грамматически правильной речи: НОД по формированию грамматически правильной речи носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Педагогу не следует употреблять при объяснении грамматическую терминологию, больше персонажей. Основным прямым приемом является образец правильной грамматической формы или предложение педагога.
Активными приемами педагога являются: 1. Объяснение. 2. Повторение. 3. Пример правильной речи ребенка. 4. Прием сравнения. 5. Подсказка 6. Исправление. Бородич выделяет следующие методы и приемы: 1. Упражнения на составление предложений с трудными словами (пальто, кофе, пианино, какао). 2. Словесные упражнения (определить род существительных). Например, что голубое? О чем еще можно сказать, что голубое? Голубая? «Докончи предложение», например, пловец ныряет глубоко, а водолаз глубже. Красивый – красивее. Я хочу, мы хотим. Стрелять! – мы стреляем; скакать – скачем; ездить – ездим; жечь – жжем.
Обучение детей связной речи
Содержание и методы:
1.Разговор с детьми в повседневной жизни. 2. Виды НОД по обучению детей разговорной речи: беседа, экскурсии, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры. Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи - тематика бесед: а) беседы на общие темы; б) бытовые темы; в) этические беседы. - подготовка детей и педагога к беседе: выбор темы, определение программного содержания, составление плана беседы, подбор иллюстраций и художественного материала; - методические приемы: а) вопросы б) указания в) объяснения г) рассказ педагога д) использование литературы и наглядного материала. Беседа, как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определенную тему. Беседа – это итоговое занятие, которое требует предварительного накопления знаний об окружающем. Беседа – метод развития речи, поэтому ребенок участник ее, должен получить возможность активной речевой деятельности в процессе занятия. Значение: в беседе педагог уточняет опыт детей, который они приобрели во время наблюдений и в разнообразной деятельности в семье и в группе. Приучать детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы, учить просто и понятно излагать свои мысли. Беседа состоит из 3 частей: 1 часть – вводная, от 1 до 5 мин. Заинтересовать, оживить представление, восстановить опыт. 2 часть – основная, установить связи, проанализировать конкретные факты и позиции: зачем? почему? для чего? 3 часть – заключительная, подвести детей к формулировке обобщенных выводов, а также, и это, пожалуй, главное, подвести детей к осознанию своего отношения к людям труженикам, вызвать осознанную потребность проявления к ним заботы, участия в их делах. Обычно в беседах вопросы могут быть прямые, наводящие, подсказывающие, поисковые, обобщающие, важно логическое ударение в вопросе, т.к. ответ ребенка направляется опорным словом, несущего основную смысловую нагрузку.
Обучение детей монологической речи (рассказыванию)
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует более лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане. Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта. Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции. Пересказ – связанное изложение прослушанного текста. По содержанию рассказы можно условно разделить: 1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память. 2. Творческие – здесь творческое воображение. По форме: 1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. 2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.
Содержание работы по обучению детей монологической речи: Виды НОД по обучению детей рассказыванию: - составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; - составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; - пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти); - составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
Приемы обучения детей рассказыванию: - образец речи (рассказа) педагога; - план рассказа; - коллективное составление рассказа; - составление рассказа по частям; - вопросы, элементарные указания, упражнения; - демонстрация наглядного материала; - оценка рассказа детей. Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме. Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства. Дети 2-3 лет – 5 предложений; Дети 3-5 лет – 6-7 предложений; Дети 5-7 лет – 12 предложений. План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы: - о том, как звери собираются в гости; - как договариваются о подарке; - как справляли, поздравляли. Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию. Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ. Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи. Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить. Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка. Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.
Обучение детей рассказыванию по картине
Картины широко применяются в воспитании и обучении детей. Картина не должна заслонять или подменять живой действительности. Картины вызывают активное мышление памяти речи. Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано. Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).
Требования к рассказыванию по картине:
1. Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое). 2. Картина должна висеть на уровне глаз детей. 3. Заранее подбирается указка или другие атрибуты. 4. Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг. 5. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины. Структура НОД по ознакомлению с картинами
Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: развитие речи + ИЗО, развитие речи + музыка, развитие речи + ознакомление с окружающим. I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать. II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям ( 4-5 вопросов), составление плана.Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины. (Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка). Составление рассказа детьм III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли? занятие по ИЗО после просматривания.
. оспитывать чувства детей, т. тривания к последовательному, выделят Обучение детей пересказу народных сказок, коротких рассказов Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца. Качество пересказа оценивается с точки зрения близости к источнику. Во время пересказа мы останавливаем ребенка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или опускает важные детали. Требования к детскому пересказу: 1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста. 2. Полнота передачи художественного текста, т.е. отсутствие нарушающих логику отклонений. 3. Использование словаря и оборотов от авторского слова. 4. Удачная замена синонимами. 5. Правильный ритм. 6. Отсутствие длительных пауз. 7. Последовательность. 8. Культура устного рассказа в широком смысле слова: - поза, - интонационная выразительность речи. Структура НОД: Незнакомое: 1. Вводная часть. 2. Например, чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» педагогом без установки на пересказ. 3. Вопросы к детям (по содержанию текста и развивая речь ребенка). 4. Физминутка. 5. Повторное чтение произведения педагогом (1-2 раза) с установкой на пересказ. 1 раз – из уст педагога без наглядного материала, 2 раз – с наглядным материалом. 6. Пересказы детей. 7. Оценка детских пересказов: в чем трудность? В чем успешность? 8. Сюрпризный момент. 9. Анализ (дальнейшее планирование на трудность для перевода в успешность ребенка по пересказу). Знакомое: Педагог после первого раза чтения дает сразу установку на пересказ. На одном и том же занятии можно пересказывать два текста (новый и старый). 1 – новый 2 – старый (на закрепление). По теме, содержанию противоположного характера, один автор.
Методические приемы: 1. Совместный пересказ педагога с ребенком. 2. Подсказка слова или фразы. 3. Вопросы к детям. 4. Упражнения-указания. 5. Поощрение. 6. Пересказ по частям. 7. По ролям. 8. Как игра драматизация – игровой прием.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти)
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли. Требования: Дети 5-6 лет учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий. У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает. Тематика 1. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии. 2. Из коллективного и индивидуального опыта. 3. Коллективно-индивидуальный. Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду. Тематика для детей 5-6 лет: 1. Моя любимая игрушка. 2. Как я помогаю дома. 3. Наши зимние забавы. 4. Про котенка. Тематика для детей 6-7 лет: 1. Елка для дошкольников. 2. Как заботимся о малышах. 3. Как проводим время дома. Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить. Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описуемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Методические приемы: 1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ. 2. Образец рассказа педагога: - тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; - четкость построения, отсутствие лишней детализации; - динамичность действий, яркие описания; - язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении. 3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ. 4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа. 5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования. Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению) Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию. ВИДЫ НОД по обучению детей творческому рассказыванию
Э. П. Коробкова выделяет 7 видов: 1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом. 2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми. 3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана. 4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. 5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча». 6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев. 7. Придумывание небылиц.
Ознакомление с художественной литературой Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать
К моменту перехода в школу каждый ребенок 7 лет может: 1. Определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним; 2. Определять жанр произведения; 3. Уловить наиболее яркие примеры образности языка. Воспитывать у детей тягу к книге, любознательность, поделиться впечатлениями о книге, внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их со знакомым текстом. Книгу можно использовать на всех занятиях.
Виды НОД по ознакомлению с художественной литературой: 1. Чтение: - чтение и рассказ одного произведения; - чтение и рассказ нескольких произведений; - слушание аудио и дисков; - использование на занятиях по художественному чтению настольного, кукольного, теневого театра, фланелеграфа. 2. Рассказ сказки. 3. Разучивание стихотворения. Методисты считают, что на первом занятии можно дать несколько произведений, но объединять их по принципу единства «О природе», «О лисе». Если произведение сложное для восприятия, то первый раз читает педагог, второй раз слушание записей. А если легкое, то наоборот. Очень нравятся детям игры-драматизации.
Игры-драматизации включают: - действия с кукольными персонажами; - действие по ролям; - литературную деятельность детей в виде диалогов, монологов; - исполнение песен, инсценирование; - художественная деятельность; - использование иллюстраций и картинок. Структура НОД и его проведение: 1. Вводная – заинтересовать детей. Детям 1-3 лет – применять художественное слово, сюрпризный момент. Детям 5-6 лет – вводная беседа, вспоминание, литературные викторины, вопросы. 2. Основная – само чтение и вопросы к детям. Детям 1-3 года – до 5 вопросов (вопросы конкретные). Детям 5-6 лет – до 10 вопросов (вопросы конкретные). 3. Повторное чтение с наглядным материалом. Детям 1-3 лет в виде загадок. Детям 5-6 лет – беседа о прочитанном. 4. Итог, анализ занятия. Заучивание литературы наизусть Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста Существуют два пути запоминания: - непроизвольное (без волевых усилий); - произвольное – сознательное намерение запомнить. Приемы, которые способствуют хорошему заучиванию и запоминанию стихотворения: - вопросы по тексту для уточнения идеи произведения, его художественных особенностей; - эмоциональное чтение текста педагогом; - досказывание детьми рифмующегося слова; - чтение по ролям; - хоровая дикломация отдельных строчек; - игровые приемы; - использование иллюстративного материала. Уголок книги в детском саду. В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ими (рассматривать картинки) для всех дошкольников должен быть книжный уголок – место для хранения и рассматривания книг: 1. В книжном уголке должна быть полка или витрина, чтобы выставлять книги, а у детей 5-6 лет должен быть шкафчик для книг. 2. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя. 3. Кроме книг в уголке должны быть альбомы и папки для самостоятельного рассматривания. 4. Особенно для детей 5-6 лет должны быть настольно-печатные игры. 5. Речевой альбом (одеть, надеть, класть, положить - рисунки). 6. Альбомы с рисунками и рассказами детей (картинки рассматриваются до чтения). 7. Выставка книг (моя любимая книжка). 8. Книги по тематике. 9. Материал для ремонта книг, по изобразительной деятельности. 10. Переписка с писателями. Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Литературные вечера досуга: Эти вечера способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение. Планирование работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста План – это условие целеустремленности и организованности труда педагога.
Дидактические игры Записи: 1. тема, цель, оборудование, с кем играете (со всеми, индивидуально). 2. по рассматриванию картин, иллюстраций (с кем, что рассматриваем, цель, вопросы к детям). 3. художественное произведение (название, жанр, с кем, цель, вопросы к детям).
5. Задания, которые предлагается выполнить в процессе изучения материала: 1. Какие условия необходимы для развития у детей речевых навыков? Что Вы создадите для этого в группе? 2. Охарактеризуйте основные стороны речевого развития ребенка. В чем суть комплексного подхода к развитию речи ребенка? 3. Каковы особенности детского словаря? Назовите методы и приемы для его обогащения и активизации. 4. Назовите задачи воспитания звуковой культуры речи дошкольников. 5. Что такое грамматика? Назовите методы и приемы, формирующие грамматический строй речи. 6. Сформулируйте задачи по развитию связной речи дошкольников. Какие приемы Вы используете для развития монологической и диалогической речи? 7. Дайте понятие образности речи. Какими средствами она достигается?
Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные. Цель: закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них. Словарная работа – белолапый, рыжий, серый. Ход работы: 1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое. 2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка - мама? Как она смотрит на котят? 3. Образец рассказа педагога. 4. Составление рассказов детьми. 5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми. 6. Игра: педагог – кошка - мама, дети – котята, дети исполняют команды (физминутка). 7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций. 8. Анализ занятия (вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?) 28 января 2016 в 16:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.